План
лекции:
7.1.
Преимущества и недостатки малого предпринимательства
7.2.
Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства
7.3.
Направления и формы государственной поддержки малого
предпринимательства
7.1.
Преимущества
и недостатки малого предпринимательства![]()
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую
роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные
преимущества.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства,
можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая
адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий
субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и
выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении
деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума
реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в
первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и
процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более
высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия
располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше
капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями,
широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию,
у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно
сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия
лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят
по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу
наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества
работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке
профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние
предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее
положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению
работ, оказанию услуг.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные
недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень
риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость
от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей,
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в
заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность
и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)
и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства
определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования
малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью
или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами
неудач их деятельности чаще всего называют:
• некомпетентность;
• несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
• нехватка опыта, в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении
в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать
деловые связи и контакты.
Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое
здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество
и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие
при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые
часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, Что женщины — владельцы
малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается,
что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же
время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило,
более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская
команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше,
поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести
малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше
первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей
сохранения деятельности в кризисные периоды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и
непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство
как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов
предпринимательства будущего.
7.2.
Причины,
тормозящие развитие малого предпринимательства![]()
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить
ряд причин, тормозящих поступательное развитие в Украине малого предпринимательства:
• сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция,
спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины,
высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
• низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей,
отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так
и в государственном секторе;
• негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство
напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
• неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства
на региональном уровне;
• слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
• в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998
г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое
снижение покупательной способности граждан.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство
по всем направлениям. Уровень (инфляции и рост цен на все факторы производства
ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую
[очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства 'отечественных товаров
и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых
постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере
малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают 'стимулы к предпринимательской
деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого
предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном ассоциацией развития
малого предпринимательства на тему «Малый бизнес Украине. Проблемы и перспективы»,
сформулированы основные проблемы частного бизнеса: налоги; законодательство;
инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности по-•
лучения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов;
несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток
производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция,
.взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия
НБУ; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы;
монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических
связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность
партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных
средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет "льгот;
рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие
западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисленные
проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, 'свидетельствуют,
что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства
вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда
предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует
опыт развитых стран.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития Предпринимательства
опросы руководителей малых предприятий Показали, что свыше 80% участников опроса
отметили, что они Нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской
деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования
свидетельствуют, что около 759с малых предприятий постоянно нуждаются в прямой
финансовой поддержке со стороны государственных, региональных и местных органов
власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот. 57% обследованных малых
предприятий — в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.
7.3.
Направления
и формы государственной поддержки малого предпринимательства![]()
В соответствии с законодательством государственная поддержка малого предпринимательства
должна осуществляться по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства
государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов,
а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной
статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства,
включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных,
информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для
малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой
помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование госпрограмм поддержки
и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым
предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование
и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям
на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных
видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.
К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки
реализуются на практике.
1. Какие организации относятся к малому предпринимательству?
2. Назовите критерии отнесения субъектов рыночной экономики субъектами малого
предпринимательства.
3. Каковы преимущества малого предпринимательства?
4. Назовите основные формы государственной поддержки малого предпринимательства.
5. В чем сущность упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства?
6. Каковы причины, мешающие развитию малого предпринимательства?
7. Что включает инфраструктура поддержки малого предпринимательства?
8. Что такое валовая выручка и совокупный доход как объекты налогообложения?
9. Какие малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности?
10. Какие налоги, сборы должны платить субъекты малого предпринимательства при
переходе на упрощенную систему налогообложения?
11. Что такое вмененный доход?
12. Как определяется базовая доходность при применении единого налога на вмененный
доход?
13. Какие вы знаете повышающие и понижающие коэффициенты базовой доходности?