План
лекции:
8.1.
Общие условия создания собственного дела
8.2.
Некоторые принципы создания собственного дела
8.3.
Этапы создания собственного дела
8.4.
Идея и цели создания собственного дела
8.5.
Приобретение предприятия (бизнеса)
8.6.
Аренда предприятия
8.7.
Франчайзинг форма организации бизнеса
В соответствии с гражданским законодательством дееспособный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или в установленном порядке создать собственное дело в определенной организационно-правовой форме.
8.1.
Общие
условия создания собственного дела![]()
Известный американский ученый Поль Самуэльсон пишет
«Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Если даже им никогда не удается
заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное
в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к
каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность». Создание
собственного дела является формой выражения экономической свободы и мотивации
людей.
Создание собственного дела в Украине осуществляется в соответствии с действующим
гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых
формах участников предпринимательской деятельности и нормативными актами, регулирующими
весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций. Создание
собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает
наличие следующих предпосылок:
• наличие имущества для формирования первоначального капитала;
• наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования
минимального размера уставного (складочного) капитала;
• наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации
и осуществления на меченных видов деятельности, или наличие возможностей для
заключения договора аренды нежилых помещении;
• предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель
будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;
• формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного
дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности,
ведение бухгалтерского и финансового учета и др.
Важно самому предпринимателю объективно ответить на следующий вопрос: Обладаю
ли я всем необходимым, чтобы вести собственное дело? Поскольку предприниматель
на своей фирме будет самым главным работником, ему необходимо дать своим положительным
и отрицательным чертам объективную оценку. Вот несколько вопросов, которые он
должен задать себе: Я сам начинаю дело? Насколько умею я ладить с людьми? Насколько
я тверд в принятии решений? Обладаю ли я достаточным запасом физических сил
и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела? Насколько хорошо я планирую
и организую свои дела? Достаточно ли сильно мое желание придерживаться намеченной
цели? Как ведение бизнеса отразится на моей семье? Достаточно ли у меня знаний,
чтобы заниматься данным видом бизнеса?
Но нужно ответить и на вопрос, какой вид бизнеса следует выбрать? Обычно наилучшим
видом бизнеса является тот, в котором будущий предприниматель наиболее заинтересован,
а также тот, для ведения которого уже имеются определенные навыки. Он может
проконсультироваться со службами поддержки предпринимательства о потенциальных
возможностях различных видов бизнеса в своем районе. Соответствие его квалификации
возможностям местного рынка увеличит шансы на успех.
Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности,
в которой он намеревается создать собственное дело. По данным американской статистики,
около 90% новых предприятий открывают люди в той области деятельности, в которой
уже имеют опыт работы, или прошли специальное обучение и стажировку, или сумели
привлечь к созданию собственного дела высококвалифицированных специалистов,
которым они доверяют свою судьбу.
Для выбора карьеры в бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств,
способностей и возможностей, чтобы, не отказываясь от мечты, создать собственное
дело, прояснить своп слабые места (особенно в области управления людьми) и постоянно
учиться искусству быть собственником дела, уметь разумно рисковать, предвидеть
неудачи и стараться их избежать. Поэтому предприниматель должен уметь хорошо
рассчитывать предполагаемые Последствия от риска, сохранять предпринимательскую
тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного предприятия, потребителях
продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности. Учитывая, что в
Украине до сих пор не сформирована позитивная предпринимательская среда, функционирую
огромный бюрократический слой чиновников, действует агрессивная внешняя среда,
будущему предпринимателю нужно уметь предвидеть решения властей, которые часто
ущемляют права предпринимателей, научиться защищать не только свое имущество
и все активы от посягательств агрессивных сил. но и свою жизнь.
Будущий предприниматель непременно должен помнить важнейшее правило: в организации
своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы, ибо только
малое предпринимательство пользуется определенной поддержкой со стороны властей.
8.2.
Некоторые
принципы создания собственного дела
Задумав создать собственное дело, будущий предприниматель
должен ответить на ряд ведущих вопросов:
• для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели),
есть ли для него место под «солнцем рынка». Поэтому процесс принятия предпринимательского
решения должен начинаться с оформления идеи — для кого производить продукцию,
товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа
рынка):
• что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги,
а затем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности.
При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только
законной и (или) лицензируемой деятельностью;
• как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на
какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками,
с какими издержками, с каким уровнем конкурентной способности. Поэтому очень
важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением
товара, который собирается предложить предприниматель (в любой сфере деятельности
— производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной) на рынке, причем
не вообще на рынке, а на определенном территориальном рынке. Если спрос большой
и устойчивый то есть смысл создавать собственное дело и производить данные товары.
Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться
важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская
деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель
работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам соответственно
получает прибыль (доход).
Во-вторых, производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью),
иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать
(продать) и получить планируемую прибыль.
В-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен
учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень
насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно
продать товары, а заниженная — получить необходимый объем прибыли. Проблема
ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования
собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой
схемой: предпринимательская идея — цели предпринимателя — разработка предпринимательского
проекта — реализация его в виде создания собственного дела — функционирование
организации (первая стадия жизненного цикла).
8.3.
Этапы
создания собственного дела![]()
Практически любой предприниматель, задумав создание
собственного дела, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:
• возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской
деятельности;
• постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской
идеи;
• формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой
форме;
• подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;
• определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской
деятельности на первом этапе функционирования фирмы;
• разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных
документов;
• проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного
дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования,
подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного
знака и др.;
• разработка обоснованного бизнес-плана;
• государственная регистрация фирмы в установленном порядке;
• постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства
индивидуального предпринимателя);
• открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других
счетов;
• заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих
изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской
деятельности;
• получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление
отдельных видов деятельности;
• проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения
товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям; определение
методов формирования цен на продукцию или услуги;
• заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями;
• проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
• организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами
Минфина и др.
Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий —
это обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на этом этапе выявляется
экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов
деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.),
но главное — идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны
рынком. Будущий предприниматель не должен исходить только из идеи «Я могу произвести
товар» или идеи: «Этот товар нужен потребителям». А нужен ли он? Идея должна
базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить
ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем — организация процесса
по ее удовлетворению.
Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей
для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного
дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются
в стратегических и тактических целях, опосредствуются количественными расчетами,
определенной системой показателей функционирования предприятия, а также оценкой
всех условий и возможностей предпринимателя.
Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов о финансовых
возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного
(складочного) капитала, т.е. решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые
для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов,
энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. Источниками
средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников,
знакомых, полученные ссуды в банках, у будущих потребителей, или средства, полученные
от выпуска и реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов,
занимающихся поддержкой предпринимательства.
На этом этапе определяются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости,
получения необходимой информации, использования новых технологий и др. Определяются
на этом этапе конкретные цели по созданию всех необходимых условий для функционирования
фирмы и получения прибыли. Данный этап реализуется посредством разработки проектов
отдельных разделов бизнес-плана, который получает окончательное формирование
(и экспертную оценку) на этапе завершения этапа создания собственного дела.
Но на предыдущих стадиях предприниматель (совместно с партнерами) должен принять
решение о выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности
(фирмы), исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей,
опыта, знаний и других факторов.
На выбор организационно-правовой формы предпринимательства в немалой степени
влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель
не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты),
макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические
кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской
деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать
при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение
для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности
фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.
Большое (если не определяющее) значение играет скорость оборота вложенных при
создании собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота
денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а
наименьшая — в производственном. Например, в Украине до 45% малых предприятий
сосредоточили свою деятельность в торговле и в сфере обслуживания населения.
Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных
документов фирмы (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей),
устанавливающих фактически весь механизм функционирования фирмы. Будущий предприниматель
при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться
положениями Гражданского кодекса, положениями законов об отдельных организационно-правовых
формах предпринимательства и другими нормативными актами.
Важное место в организации предпринимательской деятельности, в механизме создания
собственного дела занимают поиск предпринимательских идей и формулирование целей.
8.4.
Идея
и цели создания собственного дела![]()
В первых разделах данной темы рассматривались отдельные
элементы механизма создания собственного дела. Ознакомившись с ними, будущий
предприниматель может осознанно взяться за реализацию предпринимательской идеи,
которая представляет собой экономический (финансовый, материальный) интерес
инициативных дееспособных граждан для осуществления гипотетически реальных проектов,
позволяющих осуществить намечаемые цели путем организации определенного вида
бизнеса.
Предпринимательская идея — это потенциальная возможность и необходимость собственной
самореализации индивидуума для решения собственных целей путем удовлетворения
потребностей других.
Предпринимательская деятельность как процесс как раз и начинается с идеи, которая
при определенных условиях реализуется в конкретный предпринимательский проект,
суть которого должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить
ее.
Весьма успешный американский предприниматель М. Смолл формулирует пять правил
достижения цели (идеи).
1. Примите решение: я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек
может стать богатым.
2. Для того чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно ~
во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите.
3. Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха.
Ищите и вы найдете их.
4. Вы будете ошибаться. Но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках.
Начинайте снова с того места, где вы споткнулись. Идите вперед!
5. Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте ее, развивайте
и не оставляйте до тех пор, пока не достигнете цели.
Итак, идея реализуется в целях — в организации определенного вида бизнеса. Как
писал знаменитый русский ученый-физиолог И.П. Павлов, прекрасна и удивительна
жизнь того человека, который поставил цель и вечно к ней стремится: «Рефлекс
целей есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того
прекрасна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда
не достижимой цели. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается людьми,
стремящимися к поставленной ими в жизни цели».
Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели
нечего и думать (хотя думать, конечно, можно) пускаться в плавание по морю,
называемому предпринимательством, где вас ожидают рифы и штормы (риски), а может
накрыть и «девятый вал» (банкротство).
Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели,
которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности
(товаров, услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем,
руководителем фирмы, чтобы ее довести до всех сотрудников, которые воплощают
вашу цель в конкретные результаты труда. Если вы одновременно предприниматель
и менеджер, то вы с еще большей ответственностью должны отнестись к формулированию
цели (целей).
«В детстве я придумал личное кредо, которое обычно повторял на ночь. Хотя я
вырос не в религиозной семье, оно напоминало, молитву, обращение к таинственному
духу жизни, способному ; вдохновлять и наполнять энергией. Я просил дать мне
силы, чтобы мог помогать достойным людям. Я никогда не молил о власти, славе,
богатстве, хотя это имел в изобилии. Надеюсь, я никогда не проявлял жадности.
Если бы моим главным стремлением было обогащение, то я мог бы стать одним из
самых богатых в мире. Однако я не принадлежу к их числу. Всю жизнь я раздавал
часть своего состояния больше, чем мог сосчитать. К счастью, я всегда обладал
способностью делать деньги, и у меня их оставалось достаточно для других. Кредо
моего детства всю жизнь руководило моими действиями».
Далее автор указывает, что его целью было не делание денег, не обогащение. «Для
меня бизнес — это не просто средство обогащения: накопление богатства не было
для меня самоцелью. Бизнес доставлял мне удовольствие, потому что постоянно
стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей для
решения бесконечного количества разнообразных проблем начиная с мельчайших деталей
и кончая принципиальными решениями. Бизнес доставляет мне удовольствие потому,
что он создал Америку, и я бы даже сказал, что именно в нем и заключается американский
образ жизни».
Формулируя цель предпринимательской фирмы, необходимо, на наш взгляд, учитывать
зарубежный опыт, да и наш отечественный, особенно дореволюционный.
Приступая к созданию собственного дела, целесообразно помнить следующее.
1. К цели ведут только ясные цели. (Например, нельзя сформулировать цель: «Качество
наших товаров надо повысить». Каких товаров, насколько повысить, за счет чего
и т.д. Качество можно повысить, но издержки производства резко возрастут, поэтому
при продаже товаров вы не получите необходимый объем прибыли для развития фирмы).
Следовательно, формулировка цели должна содержать:
а) количественные показатели, которые фирма должна достичь, но нужно учитывать
поведение конкурентов, покупателей, сегмент рынка, рыночные ниши;
б) срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы);
в) результаты, которые получит фирма и сотрудники;
г) привлечение известных ответственных исполнителей;
д) определение затрат на достижение этой цели и условий осуществления цели.
2. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует, иначе говоря, краткосрочные цели
в большей степени, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации, но
при этом нельзя упускать из виду решение долгосрочной цели.
Что лучше: синица в руках или журавль в небесах?
Здесь вопрос в управлении предпринимательской фирмой (как, впрочем, и во всех
областях, да и в личной жизни): диалектическое сочетание тактики и стратегии.
Но нужно помнить очень важный вывод, к которому многие из нас пришли на практике:
«Кто берется за все, чаще всего ничего не достигнет!».
Должна, видимо, действовать закономерность роли сомнения. Еще Вольтер писал:
«Сомнение — начало мудрости». Но долго сомневаться невозможно: вас со всех сторон
окружают конкуренты, можете опоздать. Локомотив предпринимательства не любит
длительных и необоснованных остановок на пути саморазвития. Об этом четко свидетельствует
вся история мирового предпринимательства.
3. Цель (или цели) фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном — ваши
товары должны удовлетворить потребность (потребности), не удовлетворенную другими
товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, то необходимо возбудить
спрос на вашу продукцию другими средствами (мерами), т.е. сформировать новый
спрос, новый рынок.
Эта цель — самая главная, самая важная, определяющая на равновесном рынке (действовать
на дефицитном рынке, конечно, проще), но цель формализована — удовлетворение
неудовлетворенных потребностей. Нужно постоянно быть готовым практически ответить
на вопросы: «Есть ли потребность в вашей продукции (работах, услугах)? Какая
продукция, в какой экономической форме пользуется спросом? Каков этот спрос
сегодня? Каким будет завтра, в перспективе?».
В обществе свободной рыночной экономики, к которой мы стремимся, высшая цель
любой предпринимательской организации — формирование потребностей рынка, удовлетворение
спроса покупателей (потребителей). Но потребности нужно ранжировать по степени
удовлетворенности, значимости, рентабельности, выгодности и т.д.
4. Цели нужно соизмерять с возможностями фирмы, с ее техническим, интеллектуальным,
кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми возможностями.
5. Цель (цели) необходимо конкретизировать в мероприятиях, при этом должно быть
понимание целей и мероприятий другими сотрудниками, т.е. они должны быть убеждены
в целесообразности достижения этой цели.
Чем больше сотрудников фирмы имеет возможность участвовать в выборе и постановке
цели, тем выше будет результат при ее реализации.
Искусство постановки цели — это искусство управления фирмой, это возможность
контроля за ходом и результатом достижения цели, это возможность правильной
мотивации сотрудников и т.д. Поэтому первейшая цель предпринимателя — это определение
набора целей, выбор целей.
Следовательно, чтобы стать предпринимателем, начать создавать собственное дело,
нужно знать, чего хочет потребитель (потребители), сформулировать цель и стремиться
ее достичь с мень шими затратами (расходами). Постоянно изучать, чего хотят
люди, и искать возможность дать им то, что они хотят!
Автор книги «Как делать деньги» М. Смолл по поводу осуществления предпринимательской
цели и удачи сказал так: «Люди, которые считают, что только удача поможет им
преуспеть в жизни, обычно говорят: «У меня должен быть капитал, без денег я
ничего сделать не смогу». Конечно, чтобы претворить свою идею в жизнь, нужны
деньги (и не малые, по нашему мнению). Но если вы точно знаете, что необходимо
людям, то у вас больший шанс к процветанию, чем у тех, кто может вложить любую
сумму».
Автор книги «Зоны ваших ошибок» Уэйн Дайер считает, что «мысль (идея, цель)
превратится в веру, если вы постоянно работаете над ней, а не в том случае,
когда вы просто попробовали эту мысль и, не преуспев в ее реализации, затем
используете свою неудачу для того, чтобы отказаться от нее».
Итак, вы имеете предпринимательскую идею, четко сформулировали свои цели, теперь
можно приступать к созданию собственного дела.
Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых
и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм: приобретение
(покупка) предприятия (бизнеса), аренда предприятия в целом как имущественного
комплекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности,
использование метода франчайзинга и учреждение собственного дела в определенной
организационно-правовой форме.
В краткой форме расскажем об отдельных путях создания собственного дела.
8.5.
Приобретение
предприятия (бизнеса)![]()
Одной из форм создания собственного дела является
приобретение предприятия (бизнеса), а затем государственная регистрация этой
предпринимательской сделки. Собственник продаваемого предприятия по договору
продажи предприятия в соответствии с Гражданским кодексом должен передать в
собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс. Предприятие
в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других
сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
В состав предприятия как имущественного комплекса, используемого для осуществления
предпринимательской деятельности, входят все виды имущества, предназначенные
для этой деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование,
инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения,
индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование,
товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное
не предусмотрено законом или договором.
Право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие свойства
индивидуализации продавца предприятия и его товаров, работ или услуг, а также
принадлежащие ему на основании лицензии права использования таких средств индивидуализации
переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором продажи предприятия,
который составляется в письменной форме путем составления одного документа,
подписанного сторонами.
До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены
сторонами следующие документы: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение
независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех
долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов,
характера, размера и сроков исполнения их требований. Все эти документы должны
быть приложены к договору продажи предприятия.
Состав и стоимость продаваемого предприятия определяется в договоре продажи
предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии
с установленными правилами такой инвентаризации.
Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается
заключенным с момента такой регистрации.
Продажа предприятия покупателю продавцом осуществляется по передаточному акту,
в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов
о продаже переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче
которого не исключены продавцом ввиду его утраты. Предприятие считается переданным
покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента
на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества,
переданного в составе предприятия.
Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной
регистрации этого права. Если иное не предусмотрено договором продажи предприятия,
право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной
регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю. С момента
перехода права собственности на предприятие покупатель начинает самостоятельно
осуществлять свою предпринимательскую деятельность.
В соответствии с законом «О банкротстве» в целях удовлетворения требований кредиторов
план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия (бизнеса)
должника. При продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие
на момент продажи предприятия, сохраняют силу. При этом права и обязанности
руководителя переходят к покупателю предприятия. В случае, когда основной вид
деятельности предприятия-должника осуществляется только на основании разрешения
(лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение
указанного разрешения (лицензии).
Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, если иное
не предусмотрено планом внешнего управления, притом за 30 дней до даты проведения
торгов должно быть опубликовано объявление о продаже предприятия. В объявлении
о продаже предприятия должны содержаться следующие сведения:
• сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним, предельные сроки подачи
заявок на приобретение предприятия, которые не могут быть действительны менее
двух недель и более одного месяца с даты опубликования данного объявления;
• время, место и форма проведения торгов;
• порядок оформления участия в торгах;
• начальная цена предприятия, установленная комитетом кредиторов или собранием
кредиторов;
• размер задатка, сроки и порядок внесения задатка:
• критерии выявления победителей торгов;
• порядок оформления результатов торгов;
• сведения об организаторе товаров.
Лицо, являющееся победителем аукциона при проведении торгов по продаже предприятия,
и организатор открытых торгов н день проведения аукциона подписывают протокол,
имеющий сил договора продажи предприятия. Право собственности на приобретенное
предприятие подлежит государственной регистрации.
Формой организации собственного дела является аренда
предприятия по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса,
используемого для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии
с договором аренды предприятия арендодатель (собственник предприятия) обязуется
предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные
участки, здания, сооружения, оборудование и - другие входящие в состав предприятия
основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых
договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, право
пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями
и оборудованием, иные имущественные права, связанные с предприятием, права на
обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие неисключительные
права, а также уступить ему права, требования и перевести на него долги, относящиеся
к предприятию.
Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие
соответствующей предпринимательской деятельностью, не подлежат передаче арендатору,
однако в соответствии с законом о лицензировании право лицензии может быть в
' установленном порядке переоформлено на арендатора.
Договор аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления
одного документа, подписанного сторонами. Договор аренды предприятия подлежит
государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Передача предприятия арендатору осуществляется по передаточному акту. Подготовка
предприятия к передаче, включая составление и предоставление на подписание передаточного
акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если
иное не предусмотрено договором аренды.
Договор аренды предприятия заключается на срок, установленный договором. Бели
в договоре аренды предприятия срок аренды не установлен, договор аренды предприятия
считается заключенным на неопределенный срок. В последнем случае каждая из сторон
вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону
за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок предупреждения
о прекращении договора аренды предприятия, заключенного на неопределенный срок.
Если иное не предусмотрено договором аренды предприятия, арендатор вправе без
согласия арендодателя продавать, обменивать, предоставлять во временное пользование
либо взаймы материальные ценности, входящие в состав имущества арендованного
предприятия, сдавать их в субаренду и передавать свои права и обязанности по
договору аренды в отношении таких ценностей другому лицу при условии, что это
не уменьшает стоимость предприятия и не нарушает другие положения договора аренды
предприятия. Если иное не предусмотрено договором аренды предприятия, арендатор
вправе без согласия арендодателя вносить изменения в состав арендованного имущественного
комплекса, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение,
позволившее увеличить его стоимость. Арендатор предприятия обязан в течение
всего срока действия договора аренды предприятия поддерживать предприятие в
надлежащем техническом состоянии, в том числе проводить текущий и капитальный
ремонт.
Арендатор предприятия обязан своевременно вносить плату за пользование предприятием
как имущественным комплексом, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются
договором аренды предприятия. Арендная плата может быть установлена за все арендуемое
предприятие или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
• определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
• установленной доли полученных в результате использования арендованного имущественного
комплекса продукции. плодов или доходов;
• предоставления арендатором определенных услуг и в других видах.
При прекращении договора аренды предприятия арендованный имущественный комплекс
должен быть возвращен арендодателю в соответствии с положением договора аренды
предприятия и Гражданским кодексом.
8.7.
Франчайзинг
форма организации бизнеса![]()
Франчайзинг представляет собой соглашение (договор)
крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными
или функционально-операционными компаниями. Сущность франчайзинга состоит в
таком способе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма - франчайзер
предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид
деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной
торговой марки. При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты
и качество проектов. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли
и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной компании.
Предпринимательская деятельность, организованная по метод франчайзинга, считается
прогрессивной и динамичной формой организации бизнеса. Существуют три основных
вида франчайзинга товарный, производственный, деловой. Товарный франчайзинг
— такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании
права на продажу товаров с ее торговой маркой. Производственный франчайзинг
— передача технологии партнеру для производства продукции. Этот вид франчайзинга
за рубежом наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков.
Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. В данном
случае франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право
открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям
набора продуктов и услуг под его именем.
Правовой основой взаимоотношений франчайзера с франчайзи является договор франчайзинга.
Предметом договора является передача прав на использование торговой марки, лицензий
и способов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и положительно зарекомендовавших
себя на рынке. В договоре франчайзинга обязательно должны быть отражены следующие
сведения: полное описание бизнеса; территория, на которой предоставлено право
на использование торговой марки, лицензии, технологии; срок действия договора
и условия его расторжения или продления; величина первоначального взноса; условия
и срок оплаты.
Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи
франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности
пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической
документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение
франчайзи методам работы и последующее оказание консультационных услуг. Все
эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи
франчайзи является достаточно объемной, она может быть вынесена из основного
текста договора в приложение.
Самостоятельный блок договора — обязательства, которые берет на себя франчайзи.
Они в значительной степени определяются предметом договора. Основное из обязательств
— плата за использование лицензии. Способы оплаты могут быть различными, обычно
они включают единовременный вступительный взнос, плату за лицензию и периодические
последующие платежи в виде отчислений от прибыли. Могут быть установлены и дополнительные
виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.
Из специфики предмета договора также следует предусматривать среди прочих условий
обязанности франчайзи по сохранению репутации фирмы-франчайзера. Это предполагает
строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером; инструкции по организации
производства (бизнеса).
Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль
за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. Следует учитывать, что конкретное
содержание договора франчайзинга может довольно существенно различаться is зависимости
от вида деятельности, являющейся предметом соглашения.
Франчайзинг открывает широкие возможности для предпринимателей. Используя франчайзинг,
фирма-франчайзер получае7 возможность широкого и быстрого роста своего бизнеса,
не прибегая к кредитам. Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший
контроль над условиями реализации своей продукции. С другой стороны, франчайзинг
дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом,
знаниями и поддержкой со стороны франчайзера.
1. Какие вы знаете общие условия создания собственного
дела?
2. Назовите основные принципы организации собственного дела.
3. Какие вы знаете этапы создания собственного дела?
4. Какие нужно разработать и представить на государственную регистрацию учредительные
документы? 5 Что такое предпринимательская идея?
6. Как нужно формулировать цели при создании собственного дела9
7. Назовите основные формы (пути) создания собственного дела?
8. Можно ли купить предприятие (бизнес)? И каким образом?
9. Каким образом осуществляется аренда предприятия?
10. Что такое франчайзинг?
11. Какие документы необходимо представить при государственной регистрации организации?
12. Каким образом осуществляется постановка вновь созданной организации на учет
в налоговом органе? Где еще надо стать на учет9
13. Как осуществляется открытие счетов в банке?
14. Какие можно открывать счета?
15. Расскажите о порядке лицензирования отдельных видов предпринимательской
деятельности.
16. Что такое товарный знак и как его зарегистрировать?